О СУОТ
СУОТ – это элементарно просто, когда с Вами работают профессионалы – практики.
Вам нужно разработать и внедрить СУОТ?
Мы вам поможем!
Наш девиз при оказании помощи в разработке и внедрении СУОТ по СТБ 18001:
«Важно, чтобы использовался минимум документации, необходимой для обеспечения результативности функционирования системы управления охраной труда!»
Документы, которые мы Вам предлагаем, просты для понимания и находят практическое применение в наших жизненных реалиях.
Перед началом выполнения работ по разработке СУОТ в соответствии с СТБ 18001 – 2009 выясним, чем отличается СУОТ в соответствии с СТБ 18001 от имеющейся у всех системы управления охраной труда?
Напоминаем, что в соответствии с требованиями пункта 10 Межотраслевых общих правил по охране труда (в новой редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.09.2011 № 96): «В целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, … в организациях разрабатывается и внедряется система управления охраной труда, обеспечивающая идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности …».
Ранее такие же требования установлены в абзаце 21 статьи 13 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" и в пункте 7[1] статьи 226 Трудового Кодекса Республики Беларусь.
Следовательно, внедрение в организации процедуры по идентификации опасностей и оценке рисков – это не требование СТБ 18001, а требование законодательства по охране труда.
А теперь кратко перечислим отличительные особенности СУОТ в соответствии с СТБ 18001:
1. Документация системы управления охраной труда должна включать:
а) политику и цели в области охраны труда.
Ваши действия - необходимо разработать соответствующую характеру и масштабу рисков политику в области охраны труда, а также установить согласованные с политикой цели;
б) описание области применения системы управления охраной труда.
Ваши действия - например, в разделе 4.1 Общие требования Руководства по СУОТ документально оформить область применения системы управления охраной труда. Какой фразой оформлять область применения системы управления охраной труда, можно посмотреть в любом сертификате соответствия СТБ 18001;
в) описания основных элементов системы управления охраной труда и взаимосвязей между ними, а также ссылки на необходимые документы.
Ваши действия - достаточно разработать обзорный документ в виде Руководства по СУОТ.
г) документы, включая записи, которые требуются настоящим стандартом.
д) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, выполнения и управления процессами, связанными с рисками, существующими в организации.
Ваши действия по реализации пунктов г) и д) - должны основываться на ряде требований СТБ 18001 перечисленных ниже:
"Стандарт не устанавливает абсолютных требований к результативности охраны труда, за исключением … обязательств по соответствию законодательным и другим требованиям, распространяющимся на организацию".
"СТБ 18001 не устанавливает требования о том, что для обеспечения соответствия этому стандарту документацию нужно разрабатывать в определенном формате. Следовательно, уже существующую в организации документацию (положения, программы, планы, перечни, инструкции и т.д.) не требуется заменять, если в ней адекватно описано реальное положение".
"Важно, чтобы документация соответствовала уровню сложности, рассматриваемым опасностям и рискам, и сводилась к минимуму, необходимому для обеспечения результативности системы".
Вывод: не изобретайте ненужные Вам документы, думая, что выполняете требования стандарта.
2. Организация должна обеспечить проведение внутренних аудитов системы управления охраной труда с запланированной периодичностью.
Ваши действия - обучите аудиторов СУОТ и проводите аудиты.
P.S. D организациях малого предпринимательства (критерии для таких организаций можно посмотреть в постановлении - см. на страничке сайта «План мероприятий» пункт 8), соответствии с «Рекомендациями по разработке систем управления охраной труда для организаций малого предпринимательства», утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2006 N 132, внутренние аудиты можете не проводить.
3. Все же остальные требования, которые изложены в государственном стандарте СТБ 18001, еще ранее до ноября 2005 года (это дата, когда был введен в действие государственный стандарт СТБ 18001), были установлены нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами по охране труда.
Стандарт СТБ 18001 только систематизировал все эти требования по циклу PDCA
( Plan–Do–Check–Act )
Как внедрить СУОТ в соответствие с требованиями СТБ 18001 – 2009 описано ниже пошагово в виде алгоритма.
От начала работ по приведению документации по охране труда и производственной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, до разработки и внедрения СУОТ в соответствии с СТБ 18001 – 2009, Вас отделяет максимум 10 шагов, а также, по Вашему желанию, еще один шаг. Именно столько пунктов мероприятий в предлагаемом нами алгоритме внедрения СУОТ.
Шаг первый – начальные действия организации работ по разработке и внедрению СУОТ |
Шаг второй – инвентаризация нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов по охране труда (далее – НПА и ТНПА соответственно) распространяющихся на деятельность организации. Формирование фонда НПА и ТНПА |
Шаг третий – инвентаризация имеющихся в организации локальных нормативных правовых актов по охране труда (далее – ЛНПА), разработанных в соответствии с требованиями НПА и ТНПА по охране труда. Приведение ЛНПА в соответствие с требованиями НПА и ТНПА по охране труда. Приведение производственной деятельности организации в соответствие с требованиями ЛНПА, НПА и ТНПА по охране труда. |
Шаг четвертый – разработка и введение в действие Руководства по СУОТ |
Шаг пятый – актуализация разделов номенклатуры дел (формирование новых дел) в связи с разработкой документации СУОТ |
Шаг шестой – выполнение работ по идентификации опасностей и оценке рисков |
Шаг седьмой – управление рисками: разработка и введение в действие Политики в области охраны труда, разработка целей и программы управления охраной труда |
Шаг восьмой – проведение внутренних аудитов СУОТ |
Шаг девятый – проведение анализа функционирования СУОТ высшим руководством (подведение итогов) |
Шаг десятый – демонстрация соответствия СУОТ настоящему стандарту (СТБ 18001 – 2009) путем проведения самодекларирования (декларирование о внедрении СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001 – 2009) |
Шаг дополнительный – одиннадцатый – для организаций, которые намерены продемонстрировать соответствие СУОТ настоящему стандарту (СТБ 18001 – 2009) путем проведения сертификации СУОТ внешней организацией |
Более подробно мероприятия по реализации каждого из шагов алгоритма изложены в плане мероприятий по разработке СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001 – 2009 (смотри страничку сайта «План мероприятий»)